документ в формате Word

    

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О пожарной безопасности

Принят Государственной Думой           18 ноября 1994 года

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обес­печения пожарной безопасности в Российской Феде­рации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местно­го самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хо­зяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — предприятия), а также меж­ду общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, ино­странными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является од­ной из важнейших функций государства.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются сле­дующие понятия;

пожарная безопасность — состояние защищенности лично­сти, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар — неконтролируемое горение, причиняющее матери­альный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам об­щества и государства;

требования пожарной безопасности — специальные усло­вия социального и (или) технического характера, установлен­ные в целях обеспечения пожарной безопасности законодатель­ством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности — невыпол­нение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим — правила поведения людей, по­рядок организации производства и (или) содержания помеще­ний (территорий), обеспечивающие предупреждение наруше­ний требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требова­ний пожарной безопасности;

пожарная охрана — совокупность созданных в установлен­ном порядке органов управления, сил и средств, в том числе про­тивопожарных формирований, предназначенных для организа­ции предупреждения пожаров и их тушения, проведения связан­ных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,— боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной по­мощи пострадавшим при пожарах;

мающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопас­ности:

нормативное правовое регулирование и осуществление го­сударственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение насе­ления мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных и объеди­нений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопас­ности;

осуществление государственного пожарного надзора и дру­гих контрольных функций по обеспечению пожарной безопас­ности;

производство пожарно-технической продукции;

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

лицензирование деятельности (работ, услуг) в области по­жарной безопасности (далее — лицензирование) и сертифика­ция продукции и услуг в области пожарной безопасности (да­лее — сертификация);

противопожарное страхование,   установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономическо­го стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

тушение пожаров и проведение связанных с ними первооче­редных аварийно-спасательных работ (далее — тушение пожа­ров);

учет пожаров и их последствий;

установление особого противопожарного режима.

ГЛАВА II ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

Статья 4 Виды и основные задачи пожарной охраны

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

Государственная противопожарная служба;

ведомственная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана;

объединение пожарной охраны.

Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

организация предупреждения пожаров;

тушение пожаров.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-по­литических, межнациональных конфликтов и массовых беспо­рядков пожарная охрана не привлекается.

Статья 5 Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является основ­ным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой са­мостоятельной оперативной службы.

Государственная противопожарная служба:

организует разработку и осуществление государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопас­ности;

организует и осуществляет государственный пожарный над­зор в Российской Федерации;

организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;

обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений Го­сударственной противопожарной службы;

координирует деятельность других видов пожарной охраны;

разрабатывает и организует осуществление единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

осуществляет подготовку, переподготовку и повышение ква­лификации кадров для пожарной охраны.

Иные задачи на Государственную противопожарную службу могут быть возложены только Федеральным законом.

В систему Государственной противопожарной службы входят:

федеральный орган управления Государственной противопожар­ной службы; пожарно-технические научно-исследовательские уч­реждения и пожарно-технические учебные заведения; специаль­ные подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Россий­ской Федерации; подразделения Государственной противопожар­ной службы и их органы управления, а также предприятия Госу­дарственной противопожарной службы.

Федеральный орган управления Государственной противо­пожарной службы — самостоятельное оперативное структур­ное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, возглавляющее систему Государственной противо­пожарной службы.

В соответствии с настоящим Федеральным законом феде­ральный орган управления Государственной противопожарной службы обладает полномочиями федерального надзора России в области пожарной безопасности, является государственным заказчиком пожарно-технической продукции, центральным ор­ганом системы сертификации.

Пожарно-технические  научно-исследовательские   учрежде­ния — научно-исследовательские учреждения в составе Министер­ства внутренних дел Российской Федерации, созданные в целях изучения и решения проблем в области пожарной безопасности.

Пожарно-технические учебные заведения — учебные заве­дения в составе Министерства внутренних дел Российской Фе­дерации, созданные в целях подготовки специалистов для по­жарной охраны.

Специальные подразделения Государственной противопо­жарной службы и их органы управления подчинены непосред­ственно федеральному органу управления Государственной противопожарной службы и предназначены для организации предупреждения пожаров и их тушения в закрытых админист­ративно-территориальных образованиях, а также на особо важ­ных и на режимных предприятиях, перечень которых устанав­ливается Правительством Российской Федерации по предложе­нию правительственной комиссии Российской Федерации по пожарной безопасности, создаваемой в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Территориальные органы управления Государственной про­тивопожарной службы субъектов Российской Федерации явля­ются самостоятельными оперативными структурными подраз­делениями министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих терри­ториях    подразделений  Государственной  противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно под­чиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.

Подразделениями Государственной противопожарной служ­бы являются:

территориальные подразделения, созданные в целях органи­зации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах;

объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях;

специализированные подразделения, созданные в целях ту­шения крупных пожаров.

Предприятия Государственной противопожарной служ­бы — предприятия, созданные в порядке, установленном дей­ствующим законодательством, в целях выполнения возложен­ных на Государственную противопожарную службу задач.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содер­жания органов управления и подразделений Государственной про­тивопожарной службы определяется положением о Госу­дарственной противопожарной службе, утвержденным Прави­тельством Российской Федерации.

Статья 6 Государственный пожарный надзор

Государственный пожарный надзор - специальный вид го­сударственной надзорной деятельности, осуществляемый долж­ностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за со­блюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Руководитель федерального органа управления Государст­венной  противопожарной  службы, руководители территори­альных органов управления Государственной противопожар­ной службы  субъектов Российской Федерации по должности одновременно являются соответственно главным государствен­ным инспектором Российской Федерации по пожарному над­зору и главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Перечень должностей  личного состава  Государственной противопожарной службы и соответствующих им прав и обя­занностей по осуществлению государственного пожарного над­зора определяет главный государственный инспектор Россий­ской Федерации по пожарному надзору.

Должностные лица органов управления и подразделений Го­сударственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:

организовывать   разработку,   утверждать   самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной вла­сти обязательные для исполнения нормативные документы  по пожарной безопасности, а также нормативные документы, рег­ламентирующие порядок разработки, производства и эксплуа­тации пожарно-технической продукции;

осуществлять государственный пожарный надзор за соблю­дением требований пожарной безопасности федеральными ор­ганами исполнительной власти, органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, ор­ганы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, со­оружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их наруше­ний;

входить беспрепятственно в порядке, установленном зако­нодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достовер­ных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссии по  приемке  завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

рассматривать и согласовывать в части соблюдения требо­ваний пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ре­монт, реконструкцию, расширение и техническое переоснаще­ние предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований по­жарной безопасности или при отсутствии указанных требова­ний;

проводить  на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в час­ти соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по уст­ранению нарушений требований пожарной безопасности, обес­печению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), сня­тию с производства, прекращению выпуска и приостановке реа­лизации товаров (работ, услуг), не соответствующих требова­ниям пожарной безопасности;

приостанавливать полностью или частично работу предпри­ятий (отдельных производств), производственных участков, аг­регатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, про­ведение отдельных видов работ при выявлении нарушения тре­бований пожарной безопасности, создающего угрозу возник­новения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строи­тельстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;

производить в соответствии с действующим законодатель­ством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также осуществлять в протокольной  форме досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами;

вызывать в органы управления и подразделения Государст­венной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за наруше­ние требований пожарной безопасности, а также за иные пра­вонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государствен­ной противопожарной службы.

Должностные лица органов управления и подразделений Го­сударственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предпри­ятий с иностранными инвестициями, пользуются правами, ус­тановленными настоящей статьей.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется органами Федеральной службы лесного хозяйства России, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ - орга­нами Федерального горного и промышленного надзора России.

Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов управления и подразделений Государственной проти­вопожарной службы обязательны для исполнения нижестоящи­ми должностными лицами органов управления и подразделе­ний Государственной противопожарной службы при осущест­влении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.

Статья 7

Личный состав Государственной противопожарной службы

Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных долж­ностях:

лиц рядового и начальствующего состава органов внутрен­них дел (далее - сотрудники);

военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (да­лее — работники).

В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоя­нию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.

На сотрудников и военнослужащих Государственной проти­вопожарной службы распространяются положения, регламен­тирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федера­ции. На работников Государственной противопожарной служ­бы распространяются права, обязанности и льготы, установ­ленные законодательством Российской Федерации о труде, фе­деральными законами.

Личный состав Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов может объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим за­конодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объ­единения пожарной охраны.

В своей деятельности личный состав Государственной проти­вопожарной службы не может быть ограничен решениями поли­тических партий, массовых общественных движений и иных об­щественных объединений, преследующих политические цели.

Сотрудники Государственной противопожарной службы в соответствии со своими должностными обязанностями или по письменному поручению своих прямых начальников в установ­ленном  законодательством Российской  Федерации порядке участвуют в управлении деятельностью предприятий Государ­ственной противопожарной службы, предприятий, созданных с   участием   Государственной   противопожарной   службы, объединений пожарной охраны, созданных с участием Государ­ственной противопожарной службы, а также в управлении дея­тельностью фондов пожарной безопасности, создаваемых в со­ответствии с частью четвертой статьи 28 настоящего Федераль­ного закона.

Личному составу Государственной противопожарной служ­бы в подтверждение полномочий выдаются служебные удосто­верения установленного образца в порядке, определяемом Ми­нистерством внутренних дел Российской Федерации.

Личный состав Государственной противопожарной службы,включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пре­делах численности Государственной противопожарной служ­бы, установленной Правительством Российской Федерации, а также слушатели и курсанты пожарно-технических учебных за­ведений не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Лица призывного возраста, уво­ленные из Государственной противопожарной службы, подле­жат призыву на военную службу в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Сотрудники и военнослужащие Государственной противо­пожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, ус­тановленные Правительством Российской Федерации.

Работникам  Государственной  противопожарной  службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и во­еннослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении вы­слуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации. Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной про­тивопожарной службы (пожарной охраны Министерства внут­ренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), до вступления в силу настоя­щего Федерального закона.

Статья 8

Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы

Сотрудники, военнослужащие и работники Государствен­ной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужа­щих Государственной противопожарной службы распростра­няются установленные законодательством Российской Феде­рации  и ведомственными нормативными актами соответст­венно для сотрудников органов внутренних дел и для воен­нослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной за­щиты и льготы.

Личному составу Государственной противопожарной служ­бы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам пре­доставляется в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятия­ми,  на  которых созданы  подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут прода­вать жилье личному составу Государственной противопожар­ной службы.

Личному составу Государственной противопожарной служ­бы, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, телефоны по месту жительства устанавливаются не позднее двух месяцев со дня поступления письменного обращения Го­сударственной противопожарной службы.

Личный состав Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, приго­родного и местного сообщения (за исключением такси), а также попутным транспортом в сельской местности.

Личному составу Государственной противопожарной служ­бы, использующему в служебных целях личный транспорт, вы­плачивается денежная компенсация в установленных размерах.

Сотрудники и военнослужащие Государственной противо­пожарной службы имеют право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строи­тельство либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и по­гашением 75 процентов предоставленной ссуды на счет средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации.

Работникам  Государственной  противопожарной  службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем опе­ративных   должностей   Государственной противопожарной службы, утверждаемым министром внутренних дел Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достиже­нии ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основаниях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных усло­вий семьи указанного сотрудника, военнослужащего, работни­ка, в том числе выделение ей отдельной квартиры, должно быть произведено органами местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

Правительство Российской Федерации, органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации, органы мест­ного самоуправления имеют право устанавливать иные, не пре­дусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии пра­вовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.

На личный состав Государственной противопожарной служ­бы, охраняющий от пожаров предприятия с вредными и опас­ными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих предприятий.

Статья 9

Обязательное государственное личное страхование и возмещение ущерба в случае гибели (смерти) сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы или получения ими увечья

Сотрудники, военнослужащие и работники Государствен­ной противопожарной службы подлежат обязательному госу­дарственному личному страхованию на случай гибели при ис­полнении служебных обязанностей либо смерти вследствие по­лучения в связи с исполнением ими служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. Обязательное государственное личное страхование указанных лиц осуществ­ляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств пред­приятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы.

В случае гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, ра­ботника Государственной противопожарной службы в связи с исполнением  им  служебных обязанностей семье погибшего (умершего), а также его иждивенцам выплачивается за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий, на кото­рых созданы подразделения Государственной противопожар­ной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания указанного ли­ца с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При получении сотрудником, военнослужащим, работни­ком Государственной противопожарной службы в связи с ис­полнением  им  служебных  обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, указанному лицу выпла­чивается  за счет средств федерального  бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий,   на которых созданы подразделения Государст­венной  противопожарной  службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере его пятилетнего денежно­го содержания с последующим взысканием этой суммы с ви­новных лиц.

Единовременные пособия, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, выплачиваются в срок не позднее трех месяцев со дня гибели (смерти) сотрудника, военнослужа­щего, работника Государственной противопожарной службы или со дня представления в установленном порядке докумен­тов, подтверждающих факт получения им травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания.

Ущерб, причиненный имуществу личного состава Государ­ственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий, на кото­рых созданы подразделения Государственной противопожар­ной службы, с последующим взысканием этой суммы с винов­ных лиц.

Статья 10

Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности

Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности, в том числе по федеральным и региональным целевым програм­мам в области пожарной безопасности, планируется и осуще­ствляется органами государственной власти и органами мест­ного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Финансирование органов управления и подразделений Го­сударственной противопожарной службы (за исключением под­разделений.   создаваемых на основе договоров), пожарно-тех-нических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета. Распределение указанных средств про­изводит федеральный орган управления Государственной про­тивопожарной службы. В случае необходимости могут привле­каться дополнительные средства из других источников финан­сирования.

Объектовые    подразделения Государственной противопо­жарной службы, созданные ею на основе договоров с предпри­ятиями. содержатся за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости также и за счет дополнительных средств других источников финансирования.

Специальные подразделения Государственной противопо­жарной службы, созданные ею на основе договоров с предпри­ятиями, содержатся на долевых началах за счет средств феде­рального бюджета и средств этих предприятий. Перечень и по­рядок содержания этих подразделений устанавливаются Пра­вительством Российской Федерации.

Территориальные подразделения Государственной противо­пожарной службы, созданные ею на основе договоров с орга­нами государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органами местного самоуправления, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Минимальная чис­ленность указанных подразделений устанавливается из расчета одна  единица  личного состава Государственной противопо­жарной службы на каждые 650 человек населения.

Органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, органы местного самоуправления вправе увеличи­вать в пределах имеющихся в их распоряжении средств рас­ходы  на  содержание   Государственной   противопожарной службы.

Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами   местного самоуправления устанавливаются обяза­тельные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, ре­конструкции объектов, расширению, техническому переосна­щению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.

Материально-техническое обеспечение органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы осуществляется ими самостоятельно, а также в порядке и по нормам,  которые определяются Правительством Российской Федерации, через систему материально-технического и военно­го  снабжения, систему специальных поставок Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Материально-техническое   обеспечение ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется их собственниками.

Статья 11 Имущество пожарной охраны

Имущество пожарной охраны — движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на по­жарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным в установленном порядке федеральным органом управления Государственной противопожарной службы.

Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласова­ния с Государственной противопожарной службой и соответ­ствующим исполнительным органом государственной власти.

При отказе собственника от содержания подразделения по­жарной охраны и его имущества, в случае если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имуще­ства со стороны Государственной противопожарной службы и соответствующего  исполнительного органа  государственной власти, это имущество подлежит безвозмездной передаче в му­ниципальную собственность.

Органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, органы местного самоуправления, а также предпри­ятия, на которых созданы подразделения Государственной про­тивопожарной службы, в обязательном порядке предоставляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое иму­щество в соответствии с установленными нормами.

Государственная противопожарная служба имеет служеб­ный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Пра­вительством Российской Федерации.

Статья 12 Ведомственная пожарная охрана

Федеральные органы исполнительной власти, предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы лич­ным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной служ­бой.

При  выявлении нарушения требований пожарной безопас­ности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасно­сти людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), про­изводственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, соору­жения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при экс­плуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими фе­деральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипло­матических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством- Россий­ской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Статья 13 Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в насе­ленных пунктах и на предприятиях.

Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудо­вого договора) в деятельности подразделений пожарной охра­ны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной ох­раны   устанавливается   Государственной противопожарной службой.  Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной ох­раны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан ч юридических лиц, а также других источников финансирования.

Добровольным   пожарным   предоставляются   социальные гарантии,   устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, а также зарегистрировавшими их предприятия­ми.

Добровольные пожарные осуществляют несение службы  в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с Государственной противопожарной служ­бой. На время несения службы за ними сохраняется среднеме­сячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы предприятий по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюд­жетов в порядке, установленном органами местного самоуправ­ления.

Предельная численность добровольных пожарных, кото­рые несут службу в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи, определяется органами местного само­управления.

В населенных пунктах добровольные пожарные, осуществ­ляющие дежурство в подразделениях пожарной охраны, по пре­дставлению Государственной противопожарной службы имеют право на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях.

Статья 14 Объединения пожарной охраны

Объединения пожарной охраны (общественные объедине­ния, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных до­кументов.

Всероссийское добровольное пожарное общество, являясь общественным объединением, представляет и защищает закон­ные интересы других общественных объединений пожарной ох­раны, которые уполномочили его на это.

Статья 15

Представительство

Представительство в международных фондах, комитетах, объединениях и других организациях по вопросам пожарной безопасности   осуществляет федеральный орган управления Государственной противопожарной службы в порядке, опре­деляемом Министерством внутренних дел Российской Феде­рации.

ГЛАВА III

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 16

Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности

К полномочиям федеральных органов государственной вла­сти в области пожарной безопасности относятся:

разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;

разработка, организация выполнения и финансирование фе­деральных целевых программ;

организация разработки и утверждение государственных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов по пожарной безопасности;

планирование и исполнение федерального бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержа­ние пожарной охраны;

создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, содержащихся за счет средств федерального бюджета;

организация государственного пожарного надзора;

установление общих принципов обеспечения пожарной безо­пасности и осуществление социального и экономического сти­мулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

установление численности пожарной охраны, содержащейся за счет средств федерального бюджета, а также перечня и чис­ленности подразделений пожарной охраны, комплектуемых ли­цами, призываемыми на военную службу; установление перечня предприятий, на которых в обязатель­ном порядке создается пожарная охрана, в том числе содержа­щаяся за счет средств федерального бюджета;

организация развития науки и техники, координация основ­ных научных исследований и разработок;

утверждение номенклатуры, объемов выпуска и поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу;

установление общих принципов лицензирования и сертифи­кации;

создание государственных систем информационного обеспе­чения, а также систем статистического учета пожаров и их по­следствий;

установление   общих принципов организации противопо­жарной службы гражданской обороны и мобилизационных за­даний органам управления и подразделениям пожарной охра­ны;

организация подготовки, переподготовки и повышения ква­лификации кадров для пожарной охраны;

установление знаков отличия и формы одежды пожарной охраны.

Статья 17

Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности

К полномочиям федеральных органов государственной вла­сти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:

нормативное правовое регулирование, в том числе деятель­ности пожарной охраны, в пределах их компетенции;

контроль за соблюдением законодательства Российской Фе­дерации о пожарной безопасности;

создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений   пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

установление  численности   пожарной охраны   (не ниже нормативной), содержащейся за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федера­ции; осуществление мер по правовой и социальной защите лич­ного состава пожарной охраны, лиц, находящихся в запасе (в отставке), а также членов их семей;

обеспечение пожарной охраны необходимой пожарно-тех­нической продукцией;

лицензирование и сертификация;

официальный статистический учет пожаров и их последст­вий;

содействие созданию и деятельности фондов пожарной безо­пасности;

содействие деятельности добровольных пожарных и объеди­нений пожарной охраны.

Статья 18

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности от­носятся:

нормативное правовое регулирование в пределах их компе­тенции;

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

организация обучения населения мерам пожарной безопас­ности;

разработка, организация выполнения и финансирование ре­гиональных целевых программ;

осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безо­пасности, в том числе производства и закупок пожарно-техни­ческой продукции, а также участия населения в борьбе с пожа­рами;

осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты гражданами и юридическими лицами налогов и стра­ховых отчислений на обеспечение пожарной безопасности;

осуществление мер по правовой и социальной защите лич­ного состава пожарной охраны и членов их семей,

Статья 19

Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;

разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на со­держание пожарной охраны;

создание, реорганизация и ликвидация в установленном по­рядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств мест­ных бюджетов;

осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопас­ности;

установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности; содействие созданию и деятельности фондов пожарной безо­пасности; обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров; содействие деятельности добровольных пожарных и объеди­нений пожарной охраны; организация общественного контроля за обеспечением по­жарной безопасности. ГЛАВА IV ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 20

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государ­ственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопас­ности — установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для испол­нения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности от­носятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожар­ной безопасности.

Нормативные документы по стандартизации, которые при­нимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожар­ной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Го­сударственной противопожарной службой. Порядок разработ­ки, введения в действие и применения других нормативных до­кументов по пожарной безопасности устанавливается Государ­ственной противопожарной службой.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные доку­менты по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными норма­тивными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожар­ной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопас­ности устанавливает Государственная противопожарная служ­ба.

Нормативные документы по пожарной безопасности подле­жат регистрации и официальному опубликованию в установ­ленном порядке.

Статья 21 Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации, норматив­ными документами по пожарной безопасности, а также на ос­нове опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ,   материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответст­вующей технической документации показатели пожарной опас­ности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производства в обязательном порядке разрабатываются планы  тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Инвестиционные  проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Го­сударственной противопожарной службой в части обеспечения пожарной безопасности.

Статья 22 Тушение пожаров

Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направ­ленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах по-

жарной охраны устанавливается Государственной противопо­жарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

на межрегиональном уровне — федеральными органами го­сударственной власти;

на территориальном и местном уровнях — соответственно органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации и органами местного самоуправления.

Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в слу­чае. если сил и средств пожарной охраны, а также служб жиз­необеспечения, дислоцированных на определенной террито­рии, недостаточно для его ликвидации. При этом силы и сред­ства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установ­ленном   законодательством Российской Федерации о чрезвы­чайных ситуациях.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожа­ров и участие в их ликвидации осуществляются в безуслов­ном порядке. При этом возмещение затрат производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федера­ции.

Тушение пожаров Государственной противопожарной служ­бой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не ус­тановлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного рас­пространения) пожаров и их опасных проявлений;

создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;

использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пе­шеходов на прилегающих к ним территориях;

эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

 

Непосредственное руководство тушением пожара осуществ­ляется руководителем тушения пожара — прибывшим на по­жар старшим оперативным должностным лицом пожарной ох­раны (если не установлено иное), которое управляет на прин­ципах  единоначалия личным составом  пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению по­жара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение бое­вой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению по­жара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения  пожара  устанавливает  границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных дейст­вий, а также принимает решения о спасении людей, имущест­ва при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничиваю­щие права должностных лиц и граждан на указанной терри­тории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на тер­ритории, на которой осуществляются боевые действия по ту­шению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя ту­шения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.  Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобо­ждаются.

Статья 23

Производство пожарно-технической продукции

Пожарно-техническая продукция  производится на основе государственного заказа и государственного оборонного зака­за, а также в порядке предпринимательской деятельности.

Производство пожарно-технической продукции регулирует­ся и поддерживается государством.

Государственный заказ на пожарно-техническую продукцию формируется и размещается на основе федеральных целевых программ в области пожарной безопасности. Государственный оборонный заказ на пожарно-техническую продукцию опреде­ляется Правительством Российской Федерации.

Организация работ по выполнению государственного заказа и государственного оборонного заказа осуществляется в поряд­ке. установленном действующим законодательством.

Статья 24

Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности

Работы и услуги в области пожарной безопасности выпол­няются и оказываются в целях реализации требований пожар­ной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:

охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе:

производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;

выполнение проектных, изыскательских работ;

' проведение научно-технического консультирования и  экс­пертизы;

испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;

обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществление противопожарной пропаганды, издание спе­циальной литературы и рекламной продукции;

огнезащитные и трубо-печные работы;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;

строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;

другие работы и услуги, направленные на обеспечение по­жарной безопасности, перечень которых устанавливается феде­ральным и территориальными органами управления Государ­ственной противопожарной службы.

Статья 25

Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

Противопожарная пропаганда — целенаправленное инфор­мирование общества о проблемах и путях обеспечения пожар­ной безопасности, осуществляемое через средства массовой ин­формации, посредством издания и распространения специаль­ной литературы и рекламной продукции, устройства тематиче­ских выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропа­ганду проводят органы государственной власти, органы мест­ного самоуправления, пожарная охрана и предприятия.

Обучение мерам пожарной безопасности работников пред­приятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопас­ности в Российской Федерации.

Обязательное обучение детей в дошкольных образователь­ных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных уч­реждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется со­ответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной  службой. Органами управления образованием и пожарной охраной мо­гут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Тре­бования к содержанию программ и порядок организации обу­чения указанных лиц мерам пожарной безопасности определя­ются Государственной противопожарной службой.

Статья 26

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

Информационное обеспечение в области пожарной безопас­ности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных ин­формационных систем и банков данных (далее — информацион­ных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.

Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавли­ваются федеральными законами и нормативными документами по пожарной безопасности.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, метеорологические службы и другие упол­номоченные государственные органы обязаны незамедлитель­но и на безвозмездной основе информировать Государствен­ную противопожарную службу о неблагоприятных для пожар­ной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государ­ственной противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного само­управления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содейст­вовать распространению пожарно-технических знаний.

Статья 27 Учет пожаров и их последствий

В Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.

Официальный статистический учет и государственную ста­тистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба.

Порядок учета пожаров и их последствий определяется Го­сударственной противопожарной службой по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по стати­стике и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и гражда­нами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Статья 28 Противопожарное страхование

Противопожарное страхование может осуществляться в доб­ровольной и обязательной формах.

Предприятия, иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, которые осуществляют предприни­мательскую деятельность на территории Российской Федерации, должны проводить обязательное противопожарное страхова­ние:

имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распо­ряжении;

гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;

работ и услуг в области пожарной безопасности.

Порядок и условия обязательного противопожарного страхо­вания устанавливаются Федеральным законом. Перечень пред­приятий, подлежащих обязательному противопожарному страхо­ванию, определяется Правительством Российской Федерации.

В целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, созда­ются фонды пожарной безопасности, формируемые за счет от­числений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм. Управление фондами пожарной безо­пасности  осуществляет  Государственная    противопожарная служба на основе типового устава, утверждаемого Правитель­ством Российской Федерации.

Сумма средств, израсходованных на противопожарное стра­хование предприятиями, иностранными юридическими лица­ми, предприятиями с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на террито­рии Российской Федерации, относится на себестоимость про­дукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных граж­данами на противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год.

При противопожарном страховании страхователям предостав­ляются скидки со страховых тарифов с учетом состояния пожарной безопасности страхуемого имущества. Размер скидок со страховых тарифов определяется страховщиками самостоятельно.

Статья 29 Налоговые льготы в области пожарной безопасности

Органы управления  и подразделения Государственной про­тивопожарной службы, при осуществлении своих функций, ус­тановленных законодательством Российской Федерации, осво­бождаются от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствующие бюджета и во внебюджет­ные фонды.

Не подлежат налогообложению прибыль и доходы предпри­ятий, объединений пожарной охраны от производства пожарно-технической продукции, выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.

Прибыль предприятий, объединений пожарной охраны, под­лежащая налогообложению, уменьшается на суммы:

направляемые на организацию производства и (или) закупку пожарно-технической продукции;

затрат на содержание пожарной охраны;

взносов и пожертвований в фонды пожарной безопасности.

От налога на добавленную стоимость освобождаются:

пожарно-техническая продукция;

работы и услуги в области пожарной безопасности;

материалы, приборы и оборудование, приобретаемые для производства   пожарно-технической   продукции, выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.

Не подлежат налогообложению:

земли, используемые пожарной охраной;

средства и имущество граждан и юридических лиц, переда­ваемые пожарной охране на безвозмездной основе в собствен­ность (пользование);

доходы предприятий Государственной    противопожарной службы и объединений пожарной охраны, направляемые на противопожарные цели;

отчисления страховых организаций, направляемые в фонды пожарной безопасности в соответствии с настоящим Федераль­ным законом.

Всероссийское добровольное пожарное общество освобож­дается от лицензионных сборов по видам деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного само­управления вправе устанавливать в пределах своей компетен­ции дополнительные льготы, стимулирующие обеспечение по­жарной безопасности.

Статья 30 Особый противопожарный режим

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться осо­бый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих  территориях устанавливаются дополнитель­ные требования пожарной безопасности, согласованные с Го­сударственной противопожарной службой.

Статья 31

Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности

Научно-техническое   обеспечение   пожарной безопасности осуществляют   научно-исследовательские,   опытно-конструк­торские, проектные и иные научно-технические учреждения и организации, а также соответствующие учебные заведения.

Финансирование  научно-технических разработок в области пожарной безопасности осуществляется за счет средств феде­рального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств предприятий и средств фондов пожарной безопасности, а также за счет других источников финансирования. Научно-технические разработки для   реализации задач Государственной противопожарной службы выполняются за счет средств федерального бюджета.

Координация научных исследований в области пожарной безопасности возлагается на Государственную противопожар­ную службу, в системе которой находится головное пожарно-техническое научно-исследовательское учреждение.

Федеральные органы исполнительной власти, предприятия при создании новых технологий и продукции организуют про­ведение необходимых научно-технических разработок в целях обеспечения законных интересов личности, общества и госу­дарства в области пожарной безопасности.

Статья 32 Лицензирование

Настоящим Федеральным законом устанавливается лицен­зионный (разрешительный) порядок осуществления деятельно­сти (работ, услуг) в области пожарной безопасности.

Перечень лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности определяется Правительст­вом Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащие ли­цензированию.

Деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопас­ности осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Госу­дарственной противопожарной службой. Порядок лицензирова­ния определяется Государственной противопожарной службой. При этом размер лицензионного сбора устанавливается по согла­сованию с Министерством финансов Российской Федерации. Фи­нансовые средства, получаемые Государственной противопожар­ной службой в результате лицензирования, направляются в соот­ветствующие фонды пожарной безопасности.

Осуществление предприятием или гражданином деятельно­сти (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицен­зии либо с нарушением условий лицензирования влечет за со­бой ответственность в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным условием лицензирования для всех лицензируе­мых видов деятельности (работ, услуг).

Статья 33 Сертификация

Сертификация — деятельность по подтверждению соответ­ствия продукции и услуг установленным требованиям пожар­ной безопасности, осуществляемая в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертифи­кации, определяется Государственной противопожарной службой.

По инициативе граждан и юридических лиц может прово­диться добровольная сертификация на условиях договора ме­жду заявителем и органом по сертификации.

Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия.

Порядок организации и проведения сертификации опреде­ляется Государственной противопожарной службой по согла­сованию с Комитетом Российской Федерации по стандартиза­ции, метрологии и сертификации.

Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом за­траты на проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг.

ГЛАВА V

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 34

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Граждане имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, ус­тановленном действующим законодательством;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасно­сти, в том числе в установленном порядке от органов управле­ния и подразделений пожарной охраны;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожар­ной охраны.

Граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собст­венности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами по­жарной безопасности и перечнями, утвержденными соответст­вующими органами местного самоуправления;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них по­жарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожа­ров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам по­жарной охраны проводить обследования и проверки принад­лежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением тре­бований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Статья 35

Обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности

Федеральные органы исполнительной власти и органы ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации обяза­ны:

организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на подведомственных предприятиях и соответствующих территориях:

создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов органов управления и подразделения пожарной ох­раны;

оказывать необходимую помощь пожарной охране при вы­полнении возложенных на нее задач;

создавать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

организовывать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществлять финансирование научно-технических разрабо­ток в области пожарной безопасности.

В целях координации и совершенствования работ по обес­печению пожарной безопасности в Российской Федерации соз­дается в установленном порядке правительственная комиссия Российской Федерации по пожарной безопасности. Соответст­вующие комиссии создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 36

Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

Органы местного самоуправления в пределах своей компе­тенции и на соответствующих территориях обязаны:

организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности;

принимать в муниципальную собственность имущество по­жарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению;

создавать и содержать в соответствии с установленными нор­мами финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

организовывать обучение населения мерам пожарной безо­пасности;

содействовать деятельности добровольных пожарных и объ­единений пожарной охраны.

Статья 37 Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности

Предприятия имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать, в установлен­ном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безо­пасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

устанавливать меры социального и экономического стиму­лирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Предприятия обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также вы­полнять предписания, постановления и иные законные требо­вания должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожар­ной безопасности:

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы по­жарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства про­тивопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охра­ны, в том числе на основе договоров с Государственной про­тивопожарной службой;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожа­ров, установлении причин и условий их возникновения и раз­вития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении тре­бований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожа­ров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участ­вующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на террито­рии, в здания, сооружения и ни иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц Государст­венной противопожарной службы сведения и документы о со­стоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств проти­вопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных.

Статья 38

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопас­ности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоря­жаться имуществом, в том числе руководители предприятий;

лица, в установленном порядке назначенные ответственны­ми за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безо­пасности для квартир (комнат) в домах государственного, му­ниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные гра­ждане за нарушение требований пожарной безопасности, а так­же за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются:

50 процентов — в федеральный бюджет;

50 процентов — в соответствующие фонды пожарной безо­пасности.

Статья 39 Административная ответственность предприятий

Предприятия за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожар­ной безопасности по постановлению должностных лиц Государст­венной противопожарной службы уплачивают в порядке, устанав­ливаемом Правительством Российской Федерации, штраф в раз­мере до двух процентов соответствующих месячных фондов опла­ты труда, а иные субъекты предпринимательской деятельности — в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Основания и порядок привлечения предприятий к админи­стративной ответственности за правонарушения в области по­жарной безопасности устанавливаются законодательством Рос­сийской Федерации.

Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от ис­полнения или несвоевременное исполнение предписаний долж­ностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) не­сут административную ответственность в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации о защите прав потреби­телей.

ГЛАВА VI ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 40 Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 41

Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Нормативные правовые акты Президента Российской Феде­рации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федера­ции и органов местного самоуправления приводятся в соответ­ствие с настоящим Федеральным законом в течение двух меся­цев со дня его вступления в силу.

Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок вносит в установленном порядке в Государственную Думу Фе­дерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении федерального законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 42

Обеспечение исполнения настоящего Федерального закона

Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок в установленном порядке:

разработать и обеспечить реализацию федеральной целевой программы «Пожарная безопасность и социальная защита на 1995 —1997 годы»;

представеть на рассмотрение Государственной Думы пред­ложения о внесении изменений в действующее законодательст­во в части усиления ответственности за нарушения требований пожарной безопасности;

обеспечить комплектование подразделений Государствен­ной противопожарной службы военнослужащими по призыву до 1997 года.

Президент Российской Федерации                        Б. Ельцин

Москва, Кремль

21 декабря 1994 года

вернуться