документ в формате Word

    

 

 

ГОСТ  Р 51248-99    

НАЗЕМНЫЕ   РЕЛЬСОВЫЕ  КРАНОВЫЕ  ПУТИ

 

ОБЩИЕ  ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Принят и введен в действие постановлением Госстроя России

от 18 февраля 1999 г. № 8.

(Взамен СНиП  3.08.01-85 )

 

Дата введения 1999—06—01

 

1 Область применения

 

Настоящий  стандарт распространяется на  наземные рельсовые пути, предназначенные для  передвижения грузоподъемных кранов (башенных, козловых) и устанавливает требования по  их проектированию, устройству и эксплуата­ции.    Требования стандарта являются обязатель­ными, кроме 4.2.5; 4.3.1; 4.3.7; 4.7; 5.8 и таблицы 1, которые носят рекомендательный характер. Стандарт может применяться для сертификации.

 

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссыл­ки на следующие нормативные документы:    ГОСТ 12.3.009—76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности   

ГОСТ 12.4.026—76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности   

ГОСТ  23407—78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производ­ства строительно-монтажных работ. Техничес­кие условия   

Международный  стандарт ИСО 4310. Кра­ны. Правила и методы испытаний

ПБ  10-14-92 Правила устройства и безопас­ной эксплуатации грузоподъемных кранов (Госгортехнадзор России)   

Правила устройства электроустановок (Госэнергонадзор России)   

Правила технической эксплуатации электро­установок (Госэнергонадзор России).

 

3 Общие положения

3.1 Устройство и эксплуатация рельсовых пу­тей должны  осуществляться по проектной и конструкторской документации, разрабатыва­емой в соответствии с требованиями настоя­щего стандарта и нормативно-технической до­кументации на проектные работы.   

3.2 Организации, разрабатывающие проек­тную и конструкторскую документацию и осу­ществляющие  устройство и эксплуатацию рель­совых путей, должны иметь лицензии на соот­ветствующие  виды  деятельности, выданные органами лицензирования Госстроя России.    3.3 Рельсовый путь включает: нижнее и вер­хнее строения, путевое оборудование.   

3.3.1 В состав нижнего строения рельсово­го пути входят: земляное полотно и водоотвод­ное устройство.   

3.3.2 В состав верхнего строения рельсового пути входят: балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и про­межуточные скрепления.   

3.3.3 В состав путевого оборудования рель­сового пути входят: тупиковые упоры, лотки для предотвращения износа кабеля, питающе­го электроэнергией кран, ограничители пере­движения, ограждение, заземление и предуп­реждающие  знаки.   

3.4 Комплект документов должен содержать:   

проектную и  конструкторскую документацию;   

паспорта и сертификаты на элементы (ком­плектующие изделия и  материалы), входящие в состав рельсового пути;   

акт сдачи-приемки  кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обсле­дования кранового пути);   

разрешение  на пуск в работу рельсового пути.   

3.5 В составе проектной документации на рельсовый путь приводятся:   

выкопировка  из стройгенплана;   

проект рельсового пути;

проект производства работ на устройство рельсового пути;   

требования по  эксплуатации рельсового пути.   

3.5.1 Проект рельсового пути должен содер­жать:   

план рельсового пути с указанием основ­ных размеров и участка для стоянки крана в нерабочем положении;   

конструкцию  верхнего строения рельсово­го пути (тип рельса, подрельсовый опорный элемент, расстояния между ними, тип или кон­струкция стыковых скреплений, материал и раз­меры балластного слоя);   

конструкцию  земляного полотна (попереч­ный профиль с размерами, расположение и тип водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна);   

допуски, контролируемые  при устройстве и эксплуатации;   

конструкцию  тупиковых упоров, схему за­земления рельсового пути;   

конструкцию переезда через рельсовые пути для автомобильного транспорта (при необхо­димости);

 

 

1 — рельсовый путь; 2 — башенный кран; 3 — водоотводное устройство; 4 — ограждение;

5 — возводимое здание

 

 

Контролируемые  параметры:                     

А — ширина  земляного полотна;

Б — (R— 0,5K)+0,7 м — минимальное расстояние от выступающей части здания (штабеля) до оси рельса;

В — база крана;

К — колея пути;

R — наибольший  радиус поворотной части крана;

I = (hy/K) — поперечный уклон пути;

hb — толщина балласта;

S—  отклонение от прямолинейности рельсового пути.

L* — расстояние от оси (торца) рельса до ограждения (не менее размера Б).

 

Рисунок 1 — Общий вид и основные контролируемые параметры наземных рельсовых крановых путей

 

указания о месте монтажа крана и регла­менте обкатки рельсового пути *;

пояснительную записку с расчетами и обос­нованиями проектных и конструкторских ре­шений.

 

3.5.2 Проект производства работ (ППР) по устройству рельсового пути должен содержать:

состав и способы производства работ;

методы контроля;

браковочные требования на элементы рель­сового пути;

способы устранения отклонений рельсово­го пути в плане и в вертикальной плоскости от нормативных значений;

периодичность обследования и техническо­го обслуживания.

4 Требования к устройству рельсовых путей

4.1 Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей указаны на рисун­ке 1

4.2 К нижнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:

4.2.1 Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций.

Подземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом на устойчивость и, при необходимос­ти, защитить от деформации и разрушения.

4.2.2 Продольный уклон земляного полот­на должен быть не более 0,003;

поперечный уклон земляного полотна, сло­женного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008—0,01 в сторону от обслу­живаемого объекта;

земляное полотно, сложенное из дрениру­ющего грунта, допускается выполнять горизонтальным.

4.2.3 Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пре­делах 1,55—1,75 г/см3, коэффициент уплотне­ния насыпного грунта земляного полотна — не менее 0,95. Способы уплотнения грунта и мето­ды контроля за его плотностью определяются проектом.

4.2.4 Земляное полотно должно иметь эф­фективное водоотводящее устройство (в райо­нах с жарким климатом, с песчаными грунта­ми водоотвод допускается не устраивать).

4.2.5 Устройство земляного полотна в зим­ний период должно осуществляться по отдель­ным требованиям (проекту).

При устойчивой отрицательной температу­ре окружающего воздуха крана на объекте до­пускается укладывать балластный слой без пред­варительного уплотнения грунтового основания и ограниченном времени нахождения.

4.3 К верхнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:

4.3.1 Верхнее строение рельсового пути мо­жет возводиться как из отдельных элементов, так и с использованием инвентарных секций.

В качестве подрельсовых опорных элемен­тов могут применяться деревянные полушпа­лы, брусья или железобетонные балки.

4.3.2 .... Ориентировочная толщина баллас­та (для составления технико-экономического обоснования проекта) приведена в таблице 1.

 

_____________________________________

 

* Обкатку рельсового пути следует производить кра­ном, башня которого смонтирована на минимальное ис­полнение, согласно паспортной характеристике.

 

 

Таблица 1

В миллиметрах

 

Ориентировочная толщина балласта hb

 

 

 

с

Эриентиро

вочная то

>лщина ба

шласта /^

 

 

 

 

 

 

Нагрузка от колеса на рельс, кН

 

Щебеночного под железобетонными балками

Песчаного под железобетонными балками

Щебеночного под деревянными полушпалами

При земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсов типов

При земляном полотне из песчаного грунта и рельсов типов

При земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсов типов

При земляном полотне из песчаного грунта и рельсов типов

При земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсов типов

При земляном полотне из песчаного грунта и рельсов типов

 

 

Р50

 

Р65

 

Р50

 

Р65

 

Р50

 

Р65

 

Р50

 

Р65

 

Р50

 

Р65

 

Р50

 

Р65

 

До 200

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

270

 

230

 

100

 

100

 

От 200 до 225

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

320

 

280

 

100

 

100

 

 

 

Нагрузка от колеса на рельс, кН

 

Ориентировочная толщина балласта hb

 

щебеночного под желе­зобетонными балками

 

песчаного под желе­зобетонными балками

 

щебеночного под дере­вянными полушпалами

 

при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов

 

при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов

 

при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов

 

при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов

 

при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов

 

при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов

 

Р50

 

Р65

 

Р50

 

Р65

 

Р 50 Р 65

 

Р50

 

Р65

 

Р50

 

Р65

 

Р50

 

Р65

 

От 225 до 250

 

140

 

120

 

100

 

100

 

150 130

 

100

 

100

 

370

 

330

 

100

 

100

 

От 250 до 275

 

210

 

190

 

100

 

100

 

220 200

 

100

 

100

 

420

 

380

 

100

 

100

 

От 275 до 300

 

300

 

280

 

130

 

110

 

350 330

 

130

 

110

 

 

 

 

 

От 300 до 325

 

430

 

360

 

150

 

130

 

530 520

 

210

 

190

 

 

 

 

 

 

Примечания

1 При нагрузке на колесо более 275 кН рекомендуется применять железобетонные опорные подрельсовые элементы;

2 Расстояние между осями полушпал следует принимать 500 мм с допускаемыми отклонениями ± 50 мм.

3 В качестве щебеночного балласта следует применять щебень из естественного камня фракции 25—60 мм, гравий и гравийно-песчаную смесь фракции З—бО мм (гравий) и 0,63—3 мм (лесок) по массе не более 20 %.

4 Для изготовления подкрановых рельсовых путей должны применяться новые или старогодние рельсы I и П групп годности.

 

4.3.3 При устройстве рельсового пути с полу­шпалами стыки рельсов следует располагать между полушпалами, а с железобетонными продольны­ми подрельсовыми элементами — над их стыками.

4.3.4 Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяж­ки (должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).

4.3.5 Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов сты­куемых рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм.

4.3.6 Длина балластной призмы должна пре­вышать длину рельсовой нитки на 1 м в каж­дую сторону.

4.3.7 При применении железобетонных под-рельсовых опорных элементов (балки, плиты, шпалы) между рельсами и поверхностями этих опорных элементов могут устанавливаться про­кладки соответствующей упругости.

4.3.8 Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их устройстве приведены в таблице 2.

4.4 Расстояния выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов дол­жны соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14 и ГОСТ 12.3.009.

4.5 К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования:

4.5.1 На концах рельсового пути (на рассто­янии не менее 0,5 м) должны быть установле­ны тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предот­вращения его схода с концевых участков кра­нового пути в аварийных ситуациях, при отка­зе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.

Упоры должны быть установлены таким об­разом, чтобы наезд крана на упоры был однов­ременным.

Рельсовые пути должны иметь в попереч­ном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в проме­жутке — не менее одного на инвентарную сек­цию или с шагом не более 6,25 м.

4.5.2 Ограничители передвижения должны быть установлены таким образом, чтобы отклю­чение двигателя механизма передвижения кра­на происходило на расстоянии не менее тор­мозного пути до тупикового упора.

4.5.3 Устройство заземления пути необхо­димо выполнять в соответствии с требования­ми Правил устройства электроустановок.

Таблица 2

Параметры

 

Предельная величина отклонения при

 

устройстве

 

эксплуатации

 

Продольный и поперечный уклоны рельсового пути*

 

Не более 0,004

 

Не более 0,01

 

Колея рельсового пути

 

±10 мм от номинально­го размера

 

±15 мм от номинально­го размера

 

Прямолинейность рельсового пути на участке длиной 10м для кранов: с жесткими ходовыми рамами с балансирными тележками

 

Не более 15 мм Не более 20 мм

 

Не более 20 мм Не более 25 мм

 

Упругая просадка рельсового пути при максимальной нагрузке на колесо крана и конструкции верхнего стро­ения: на деревянных полушпалах на железобетонных балках

 

Не более 7 мм Не более 5 мм

 

Не более 7 мм Не более 5 мм

 

* На участке пути, равном по длине двум базам крана (2 В), поперечные знакопеременные уклоны в указанных значениях не допускаются.

 

                                                                     


4.5.4 Знаки безопасности выставляют в со­ответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.

Ограждение рельсового пути следует выпол­нять по ГОСТ 23407. На рельсовом пути учас­ток стоянки крана в нерабочем состоянии дол­жен быть обозначен табличкой «Место стоян­ки крана».

4.5.5 Ограничители передвижения и тупи­ковые упоры должны быть окрашены в соот­ветствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.

Металлические детали должны быть пред­охранены от коррозии.

4.6 Кроме общих требований к устройству рельсовых путей, изложенных в 4.3 и 4.5, следу­ет руководствоваться также условиями на укладку рельсового пути, которые должны содержаться в паспорте крана, соответствующем требовани­ям международного стандарта ИСО 4310.

4.7 Рельсовый путь перед сдачей-приемкой подлежит обкатке. Обкатка пути производится не менее 10 раз краном без груза и не менее 5 раз с максимальным рабочим грузом. Просадка пути и выявленные дефекты устраняются.

4.8 Готовность рельсового пути к эксплуа­тации подтверждается актом сдачи-приемки пути по форме в соответствии с приложением 8 ПБ 10-14 или актом комплексного обследо­вания крановых путей (5.3).

4.9 Разрещение на эксплуатацию рельсово­го пути выдается инженерно-техническим ра­ботником по надзору за безопасной эксплуата­цией грузоподъемных машин, съемных грузо-захватных приспособлений и тары, назначен­ным согласно требованиям ст.7.4.2. ПБ 10-14, на основании акта сдачи-приемки или акта комплексного обследования крановых путей.

 

5 Требования к эксплуатации

5.1 Рельсовые пути, находящиеся в эксплу­атации, должны подвергаться постоянной про­верке, периодическому комплексному обсле­дованию, обслуживанию и ремонту.

5.2 Проверка состояния рельсового пути включает:

ежесменный осмотр;

плановую или внеочередную проверку.

5.2.1 Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется машинистом крана в объеме, предусмотренном производственной инструк­цией.

В случае обнаружения неисправностей в из­вестность ставится лицо, ответственное за без­опасную эксплуатацию грузоподъемных машин.

5.2.2 Плановая проверка состояния рельсо­вого пути проводится после каждых 24 смен работы крана и осуществляется под руковод­ством инженерно-технического работника, от­ветственного за безопасную эксплуатацию гру­зоподъемных машин.

Плановая проверка устанавливает соответ­ствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям настоящего стандарта, про­ектной и конструкторской документации, и подтверждает, что состояние верхнего строе­ния и путевого оборудования обеспечивают безопасную работу крана.

Результаты плановых проверок заносятся в сменный журнал работы крана.

Внеочередную проверку рельсовых путей проводят после особо неблагоприятных эксплу­атационных условий (ливни, продолжительные оттепели и т.д.), отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя, а также при замечаниях машиниста крана.

5.3 Периодическое комплексное обследова­ние* рельсовых путей проводится специализи­рованными организациями, имеющими госу­дарственную лицензию на этот вид деятельно­сти, и включает выполнение следующего ком­плекса работ:

проверку наличия и состояния эксплуата­ционной службы и службы надзора за качеством рельсовых путей;

проверку наличия проектной и эксплуата­ционной документации;

поэлементное обследование рельсовых пу­тей, включая оценку фактического состояния и остаточного ресурса основных элементов вер­хнего строения рельсового пути;

подготовку результатов комплексного обсле­дования; инструментальные замеры, данные уп­ругой просадки, ведомость дефектов и др.

Результаты комплексного обследования оформляются актом.

Периодичность комплексного обследования рельсовых путей определяется проектом, но до­лжна проводиться не реже 1 раза в 3 года.

5.4 По результатам плановых или внеоче­редных проверок и комплексного обследования рельсовых путей проводятся работы по их тех­ническому обслуживанию и устранению выяв­ленных дефектов, включая:

восстановление земляного полотна и бал­ластной призмы до проектных значений;

рихтовку и выправку пути по уровню;

подтяжку ослабленных болтовых и винто­вых соединений, а также креплений с помо­щью костылей;

регулировку зазоров в стыках рельсов и вы­ключающих линеек;

восстановление поврежденных участков вер­хнего строения и контуров заземления;

замену дефектных элементов верхнего стро­ения и путевого оборудования рельсового пути;

очистку водоотводящего устройства.

5.5 Не допускается эксплуатация рельсово­го пути при следующих дефектах:

5.5.1 На рабочих поверхностях имеются вмя­тины, лыски и волнистость более 5 мм.

5.5.2 В болтовых соединениях рельсового пути отсутствуют исправные стопорные детали (пружинные шайбы, шплинты и т.п.) или они затянуты с нарушением момента затяжки, ука­занного в конструкторской документации.

5.5.3 Наличие трещин в рельсах, в тупико­вых упорах, в том числе в сварных швах.

5.5.4 Коррозия деталей рельсового пути в глубину более 4 мм.

5.5.5 Уменьшение площади опирания ни­жней поверхности подрельсовых опорных эле­ментов — полушпал и балок рельсового пути на площади более 10 %.

5.5.6 В железобетонных подрельсовых эле­ментах имеются обнажения и обрывы армату­ры, сплошные опоясывающие и продольные длиной более 300 мм трещины с раскрытием более 0,3 мм, скалы бетона более 100 мм для полушпал и 250 мм для балок.

5.5.7 В деревянных полушпалах имеются: из­лом, поперечные трещины длиной по торцу бо­лее его половины, продольные трещины глу­биной более 50 мм и длиной более 300 мм, по­верхностная гниль более 20 мм под подкладка­ми и более 60 мм на остальных поверхностях деревянных элементов.

5.6 Эксплуатация и контроль за устройства­ми заземления должны осуществляться в соот­ветствии с Правилами технической эксплуата­ции электроустановок.

5.7 Предельные значения отклонений элемен­тов верхнего строения и тупикового оборудова­ния, при которых дальнейшая эксплуатация рель­сового пути не допускается, указаны в таблице 2.

5.8 При установке на рельсовых путях гру­зоподъемных кранов, изготовленных за рубе­жом, представляется заключение специализи­рованных организаций, имеющих право комп­лексного обследования крановых путей грузо­подъемных машин.

вернуться