документ в формате Word 97

 

 

___________________

(предприятие)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ  N

 

по охране труда для слесаря-ремонтника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Москва

 

 

______________________________

(предприятие)

 

      «УТВЕРЖДЕНО»

 

Уполномоченное лицо

  По охране труда

 Трудового коллектива

«__»__________200_г.

            «УТВЕРЖДАЮ»

 

       Директор предприятия

 

     _________________________

  «__»_____________200_г.

 

 

ИНСТРУКЦИЯ  N

 

по охране труда для слесаря-ремонтника

 

I. Общие требования безопасности.

1. К работе в качестве слесаря-ремонтника (далее слесаря) допу­скаются мужчины и женщины.

К работам  с  применением электроинструмента лица моложе 18 лет не допускаются.

2. Слесарь, работающий с электроинструментом, при поступлении на работу проходит проверку знаний в объеме группы по электробезопасности II, а при дальнейшей работе - ежегодно.

3. Слесарю следует помнить, что вследствие невыполнения требо­ваний,  изложенных  в  инструкции по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, ПТЭ и ПТБ, при проведении работ могут возникнуть опасности: поражения электрическим током;  травмирования; отравления продуктами сгорания горючего при наладке и регулировке  двигателей внутреннего сгорания, и др.

4.  слесарю выдаются бесплатно спецодежда, спецобувь  и  другие средства индивидуальной зашиты  в зависимости от вида выполняемых ра­бот в соответствии с действующими нормами.

 

II. Требования безопасности перед началом работы.

 

5. Перед началом работы слесарь обязан:

а) надеть спецодежду и другие, установленные для данного вида работ, средства индивидуальной защиты,  застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так,  чтобы не было развевающихся концов,  подобрать волосы под головной убор;

б) проверить исправность инструмента,  надеть предохранительные пробки на острие свободных конусов чертилок и рейсмусов;

в) при работе на сверлильном станке - проверить  работу  станка на холостом ходу; проверить рабочее место. Следует помнить, что загроможденность и захламленность рабочего места - источник несчастного случая;

д) до разборки оборудования (станка) ознакомиться с его устрой­ством, назначением и способом крепления узлов; для предохранения ста­нка от самовыключения или случайного включения удалить предохранители в цепи, питающей электродвигатель, а при длительном ремонте отключить изолировать концы кабеля и провода;

е)  проверить исправность тележек и другого вспомогательного оборудования.

 

 III. Требования безопасности во время работы.

 

б. Слесарь  обязан:

а) при разборке станка, оборудования следить за тем, чтобы не упали детали, сопрягаемые с открепляемой деталью;

б) переносить инструмент только в специально оборудованных для этих целей сумках, ящиках, футлярах;

в) размещать снимаемые детали и узлы станков на полу или на де­ревянных подкладках, не загромождая при этом проходов и проездов; ес­ли складируемые детали неустойчивы, применять подставки; детали  после  разборки  перед  помещением  на  верстак

(в слесарную мастерскую) проте­реть;

г) пользоваться подъёмными механизмами при разборке  и  сборке крупных станков,  снятии и установке рукавов (хоботов) и шпиндельных головок радиально-сверлильных станков,  шпиндельных головок расточных станков, поперечно-строгальных и карусельных станков и т. п. ;

д) проверить работу отремонтированного станка, для чего удалить с него посторонние предметы  и  детали;  убедиться  в  том, что возле станка нет людей; проверить,  установлены ли все необходимые огражде­ния; проверить исправность станка, проворачивая его вручную (если это возможно) во всех рабочих положениях; проверить,  нет  ли  заеданий, ударов, подозрительных шумов, надеть приводные ремни или ведущую пару шестерен;

е) производить  пробный  пуск  отремонтированного станка только после установки и закрепления всех ограждений и заземлений (подключе­ние станка к сети должен выполнить электрик;  присутствие  электрика при первом пуске станка после ремонта обязательно);

ж) производить опробование и испытание смонтированного оборудо­вания только под непосредственным руководством специально выделенного лица из числа инженерно-технического персонала;

з) при необходимости  работы  вблизи  электрических  проводов и электроустановок, электропровода и электроустановки должны быть обес­точены;

и)  запрещается  производить ремонт  и  смазку машины или станка на ходу;

к) остановив машину на ремонт или осмотр у пусковых кнопок не­обходимо вывесить плакат "Машина на ремонте ".

Плакат "Машина на ремонте" разрешается снимать после выполнения требований, гарантирующих безопасную работу машины;

л) выполнять работы с соблюдением следующих правил безопасности:

-  надпиливать место реза ножовкой  или ребром трёхгранного на­пильника;

-  не производить проверку соответствия отверстий при сборке паль­цем;

-  устанавливать на пути полета осколков  при рубке металла пе­реносной щит;

- работая на гидравлических прессах, устанавливать запрессовы­ваемые детали строго вертикально, без перекосов,  так  как они могут отлететь в сторону;

-  промывку деталей бензином или керосином и последующее их обдувание сжатым воздухом производить в  специально  отведенных местах под местной вытяжной вентиляцией с соблюдением правил противопожарной безопасности;

-  при работе ручным  и  пневматическим зубилом,  при работе на заточном станке в обязательном порядке одевать очки;

- при работе шабером необходимо закрывать второй  конец  футля­ром;

- пользоваться испытанной лестницей, у которой нижние концы до­лжны иметь острые металлические наконечники (для деревянных и грунто­вых полов) и резиновые наконечники для каменных полов;

- снимая упаковку с оборудования, станок или другую машину ус­танавливать устойчиво; снимать упаковку только отдельными щитами, не снимать одновременно несколько щитов;

м) производить ремонт мостовых,  козловых, башенных и автомоби­льных кранов с соблюдением следующих правил безопасности:

-  грузоподъемная машина не должна устанавливаться над прохода­ми и местами производства работ;

- при производстве работ вблизи продольных троллеев рубильник последних должен быть выключен и повешен плакат "Не включать - ремонт". В случае, если в пролете работают несколько кранов и продольные трол­леи отключить нельзя, троллеи должны быть ограждены временным деревя­нным шитом;

- работая на кране в опасных местах, обязательно привязываться монтажным поясом;

-  выходить на кран для производства работ только через люк;

- ремонт крановой тележки производить в конце моста, противо­положном продольным троллеям;

-  не производить самому замену материалов для изготовления де­талей подъемных механизмов;  материал должен соответствовать  чертежу и ГОСТ, указанному в паспорте крана; ставить тросы на кран без серти­фиката или лабораторного испытания запрещается;

-  не приступать к ремонту узла подъема стрелы, если стрела по­днята; стрелу уложить на подставленную платформу;

-  не оставлять на грузоподъемной машине какие-либо неукреплен­ные предметы, а также инструмент в местах, не предназначенных для его хранения:

- эксплуатировать грузоподъемную машину после ремонта только с разрешения лица, ответственного за исправное ее состояние и безопас­ную работу на производственном участке.

7. Слесарю запрещается:

а) работать в неисправной спецодежде, без спецодежды, спецобуви и других установленных для данного вида работ средств  индивидуальной зашиты;

б) работать на неисправном оборудовании и неисправным инструме­нтом;

в) работать при неисправном или недостаточном освещении;

г) проходить и находиться под поднятым грузом;

д) производить в тисках грубую правку молотком;

е) ввинчивать отверткой детали на весу, остро затачивать лезвие отвертки;

ж) наращивать гаечные ключи газовыми трубами или способом "ключ на ключ",  применять в работе инструмент не по назначению (отвертку вместо зубила, плоскогубцы вместо гаечного ключа и т.п.);

з) пользоваться кусачками, клещами, плоскогубцами, круглогуб­цами со сработанными лезвиями, губками и шарнирами (концы ручек в них не должны близко сходится), шлифовать кругом,  имеющим выбоины и тре­щины;

и) менять сверло на работающем станке и прикасаться к патрону до полной остановки станка, работать на станке в рукавицах или с по­вязками на пальцах рук,  становиться  на станины станков  не  протря предварительно их.

к) держать в руках тонкие диски, пластины, короткие изделия при заточке (в этих случаях необходимо пользоваться зажимом или оправкой);

л) подключать электроинструмент непосредственно к распределите­льным щитам, сборкам;

м) передавать переносной электро и пневмоинструмент другим ли­цам, не прошедшим специальный инструктаж;

н) сдувать сжатым воздухом металлические опилки и пыль с обра­батываемой детали; сметать стружку или опилки при работающем станке.

 

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

 

8. При  возникновении  аварийной  ситуации  слесарь - ремонтник обязан:

а) прекратить  работу  и предупредить работающих в непосредственной близости об опасности;

б) при возгорании электропроводки, блоков и оборудования, нахо­дящихся под напряжением,  необходимо отключить электроэнергию, подать сигнал пожарной тревоги и до прибытия помощи приступить к тушению по­жара имеющимися средствами; поставить в известность начальника струк­турного подразделения;

в) при несчастных случаях с людьми оказать им первую помощь и немедленно поставить в известность начальника структурного  подразде­ления, сохранить обстановку, при которой произошел несчастный случай.

 

V. Требования безопасности по окончании работы.

9. По окончанию работы слесарь-ремонтник обязан:

а) произвести необходимые отключения электрооборудования;

б) собрать, протереть сухой ветошью и уложить  в установленное место инструмент;

в) убрать отходы и мусор в отведенное место;

г) обмыть керосином, а затем теплой водой с мылом руки или уча­стки кожи при попадании на них этилированного бензина.


 

                      Руководитель подразделе­ния разработчика__________________________

                                                                                                     (подпись )

   «СОГЛАСОВАНО»

      Главный инженер                                           __________________________

                                                                                                     (подпись)

       Инженер по ОТ                                               __________________________

                                                                                                     (подпись)

 

вернуться