___________________________________
(предприятие)
ПЕРЕВОЗКА ГАЗОВ
(СЖАТЫХ, СЖИЖЕННЫХ И РАСТВОРЕННЫХ
ПОД ДАВЛЕНИЕМ)
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Москва 200 _ г
___________________________________
(предприятие)
«УТВЕРЖДЕНО » Председателем профсоюзного комитета ___________
«___» ________ 200__г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Предприятия ____________
«___» ________ 200_г |
ПЕРЕВОЗКА ГАЗОВ
(СЖАТЫХ, СЖИЖЕННЫХ И РАСТВОРЕННЫХ ПОД ДАВПЕНИЕМ) АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Сжатые, сжиженные и растворенные под давлением газы перевозят в баллонах, специальных сосудах, толстостенной стеклянной таре и на специализированном подвижном составе.
Стальные баллоны, изготовленные в соответствии с требованиями ГОСТ 949-73, предназначены для перевозки газов, находящихся под давлением в 107; 1,5·107; 2 ·107 Па и должны отвечать требованиям ГОСТ 9731 -79 и «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», которые распространяют свое действие на:
сосуды, работающие под давленном свыше 7·104Па;
цистерны и бочки для перевозки сжиженных газов, давление паров которых при температуре 50°С превышает 7·104Па;
сосуды и цистерны для перевозки и хранения газов, жидкостей и сыпучих веществ без давления, но разрушаемых под давлением газа свыше 7·104 Па;
Баллоны для сжатых, сжиженных и растворенных газов под давлением свыше 7·104 Па .
В некоторых случаях к перевозке автомобильным транспортом предъявляются сжатые, сжиженные и растворенные под давлением газы, находящиеся в баллонах малой вместимости до 12 л и средней - 12-55 л с давлением газа до 2·107 Па.
При перевозках баллоны со сжатыми, сжиженными и растворенными под давлением газами оборудуют амортизационными кольцами или веревками диаметром не менее 25 мм (по два кольца на баллон), которые устанавливают в цилиндрической части баллонов. Необходимо учитывать возможность повышения давления в баллонах со сжатым газом (до 15% номинального) при нагреве на солнце и наполнять их таким образом, чтобы поддержание номинального давления обеспечивалось и при температуре газа до 45°С в умеренных широтах и до 60 °С в тропиках. Сжиженные газы заполняют в баллоны с рабочим давлением, не превышающим трех четвертей пробного гидравлического давления при тех же температурах, что и сжатые газы.
Максимально допустимое количество сжиженного газа в баллоне, измеряемое в килограммах на 1 л емкости, называется плотностью заполнения и определяется из условия, что плотность газа в баллоне не превышает 0,95 его плотности в жидком состоянии при температуре 50°С, а паровая фаза не исчезает при температуре 60°С.
Каждый баллон со сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом маркируют.
Маркировка содержит следующие данные:
наименование или марку завода-изготовителя (товарный знак);
тип баллона, номер баллона;
фактическая масса баллона в килограммах;
дату (месяц и год) изготовления или испытания и дату следующего освидетельствования;
допустимое рабочее давление «р» в паскалях и пробное гидравлическое давление «П» в тех же единицах;
емкость баллона в литрах.
Охлажденные жидкие газы (жидкий кислород, жидкий воздух и т.д.) упаковывают в тару - двойные сосуды типа сосудов Дюара, Гейляндта и других типов, оборудованных приспособлениями для удобства проведения погрузочно-разгрузочных работ и надежного раскрепления в кузове транспортного средства. Масса баллонов с жидкими газами, как правило, не превышает 100 кг.
Для подавляющего большинства газов рекомендуется использовать сосуды из углеродистых или легированных сталей. Исключения допускаются в следующих случаях: медные и алюминиевые сосуды можно применять для упаковки окиси углерода, водорода, метана, бытовых газов, нефтяного газа, кислорода (содержащего кислорода не более 3%), азота, воздуха, инертных газов и их смесей, сернистого ангидрида, окисей метилена, метила и винила и других соединений с подобными свойствами. Алюминиевые сосуды можно также применять для пропана, циклопропана, пропилена, бутана, изобутана, бутадиена, бутилена, изобутилена и их смесей, очищенных от щелочных примесей, а также альгоферена, арктона, эдифрена, флюгена, форана, фреона, фригена, изцеона (товарные названия сложных химических веществ), ксенона, двуокиси углерода, закиси азота, растворенного ацетилена и некоторых других веществ.
Ацетилен технический растворенный транспортируют в стальных баллонах вместимостью 1,3; 5 и 40 литров, заполненных пористой массой и ацетоном, в соответствии с ТУ 6-21-48-85 «Баллоны для растворенного ацетилена. Технические условия» с Извещениями 1, 2, 3 и ТУ 6-21-38-94 «Баллоны для растворенного ацетилена с литой пористой массой. Технические условия» с Извещением I.
Баллоны с растворенным ацетиленом перевозятся следующим образом:
- в вертикальном положении в специальных контейнерах и без контейнеров с обязательным ограждением от падения и наличием прокладок между баллонами;
- в горизонтальном положении с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга.
Баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону.
Укладывать баллоны допускается в пределах высоты бортов транспортного средства.
При перевозке ацетилена технического растворенного мелкими отправками колпаки баллонов должны быть опломбированы.
Баллоны (по ГОСТ 949-73) вместимостью менее 12 литров транспортируются в горизонтальном положении, вентилями в одну сторону, с прокладками между баллонами, предохраняющими их от ударов друг о друга, и дополнительно упаковываются в дощатые ящики типа I-II ГОСТ 2991-85 «Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия», изготовленные по ГОСТ 18617-83, номер 4.
Ящики в количестве двух и более грузовых мест подлежат укрупнению в транспортные пакеты по ГОСТ 21929-76 с основными параметрами и размерами по ГОСТ 24597-81 с использованием средств скрепления по ГОСТ 21650-76 и поддонов по ГОСТ 9557-73 с нанесением на ящики с наполненными баллонами транспортной маркировки.
Транспортная маркировка должна отвечать требованиям ГОСТ 14192-77 с нанесением манипуляционного знака «Боится нагрева» и знаков опасности по ГОСТ 19433-88 для класса 2, подкласса 2.3 и квалификационного шифра:
3211 - для баллонов с литой пористой массой;
2311 - для баллонов с пористой массой - активным дробленым древесным углем.
Транспортную маркировку разрешается не наносить при перевозках наполненных баллонов с ацетиленом техническим растворенным в контейнерах. Максимальная масса перевозимых в соответствии со «Специальными требованиями по обеспечению безопасности при перевозке автомобильным транспортом ацетилена технического растворенного» определяется грузоподъемностью транспортных средств.
Максимальная масса, которую можно перевозить на одном транспортном средстве, как груз неопасный, для ацетилена технического растворенного - 300 кг брутто, что для баллонов по ГОСТ 949-73 вместимостью 40 литров составляет 3 баллона.
Порожние баллоны перевозятся как опасный груз (наличие в баллонах ацетона).
Перевозка баллонов с ацетиленом техническим растворенным допускается при полной исправности баллонов и их арматуры, а также при наличии четких надписей и окраски баллонов.
Окраска баллонов должна соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденным Госгортехнадзором России.
Вентиль должен быть покрыт черным лаком.
Цвет окраски баллона - белый с надписью «Ацетилен» красного цвета. На баллонах с литой пористой массой ниже надписи «Ацетилен» должны быть нанесены красной краской буквы «ЛМ».
Перевозка ацетилена технического растворенного осуществляется, как правило, одиночными транспортными средствами.
Разрешается перевозка колонной из нескольких транспортных средств при необходимости перевозки большой массы указанного груза от места отправления до одного места назначения.
Кислород сжатый и сжатые инертные газы - перевозятся в баллонах по ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на Рр £19,6 МПа (200 кгс/см2). Технические условия» или в автореципиентах, состоящих из стационарно укрепленных на автомобиле сосудов по ГОСТ 9731 -79 «Баллоны стальные бесшовные большого объема для газов на Рр£.24,5 МПа (250 кгс/см2). Технические условия». Давление в баллонах и автореципиентах - 9,8-19,6 МПа (100-200 кг/см2).
Баллоны вместимостью свыше 12 литров перевозятся в следующих положениях:
- в вертикальном положении в специальных контейнерах и без контейнеров с обязательным ограждением от падения, наличием прокладок между баллонов;
- в горизонтальном положении с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг от друга.
Баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону.
Перевозка баллонов с кислородом сжатым и сжатыми инертными газами допускается при полной исправности баллонов и их арматуры, а также четких надписей соответствующей окраски для данного вида газа и предохранительного колпака.
Баллоны вместимостью менее 12 литров без колпаков и башмаков транспортируются в горизонтальном положении, вентилями в одну сторону, с прокладками между баллонами, дополнительно упакованными в дощатые ящики типа II-IV по ГОСТ 2991-85 «Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия».
Кислород жидкий - перевозится в криогенных цистернах по ТУ 04-652-88 «Цистерны транспортные для жидкого кислорода, азота, аргона. Технические условия», криогенных сосудах по ТУ 26-04-622-88 «Сосуды криогенные. Технические условия» или других подобных им криогенных цистернах и сосудах с вакуумно-порошковой и вакуумно-многослойной изоляцией, в автомобильных газификационных установках типа АГУ по ТУ 26-04-584-78Е, ТУ 26-04-583-78, ТУ 304-13-09-1-91.
Инертные газы жидкие перевозятся:
- азот, аргон - в тех же криогенных цистернах и сосудах, что и кислород жидкий, но с отличительной окраской и надписями, соответствующими данному газу и «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»;
- гелий - в цистернах по ТУ 26-04-665-89 «Цистерны транспортные для жидкого гелия. Технические условия» и сосудах по ТУ 26-04-622-88 «Сосуды криогенные. Технические условия».
Транспортируемые баллоны, автореципиенты, цистерны и резервуары должны соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором России.
Максимальная масса перевозимых опасных грузов определяется грузоподъемностью транспортных средств.
Минимальная масса, которую можно перевозить на одном транспортном средстве, как груз неопасный, устанавливается:
- для кислорода сжатого и сжатых инертных газов - 300 кг брутто, что для баллонов по ГОСТ 949-73 вместимостью 40 литров составляет 4 баллона;
- для кислорода жидкого и инертных газов жидких - 300 кг брутто, но не более 10 сосудов по ТУ 26-04-622-88 и ТУ 26-04-665-89.
Порожние баллоны, автореципиенты, сосуды и резервуары перевозятся как неопасный груз.
Резервуары с жидкими инертными газами и кислородом жидким емкостью до 10 м3 перевозятся на автомобилях без прицепов, от 10 до 20 м3 - на автомобилях с прицепами.
Допускается при перевозках опасных грузов с инертными газами и кислородом сжатым и жидким использовать прицепы (но не более одного прицепа или полуприцепа).