Как организовать и поддерживать службу Охраны Труда в строительной организации

 

Тема охраны труда в строительстве очень актуальна. Традиционно самый высокий травматизм всегда отмечался на транспорте и в строительстве. Здесь требуется постоянное внимание работника, все несчастные случаи в основном на 70% связаны с нарушением правил безопасной работы. Выполнение правил безопастности зависит от того, как организована служба охраны труда у работодателя.  Зеркалом заботы администрации об охране труда на предприятии может быть содержание Коллективного договора, принятого в строительной компании.

            Начинать нужно с приказа о назначении начальника службы ОТ. Им может быть специалист с высшим техническим образованием, проработавший в технической должности не менее 3-х лет. Затем назначается комиссия по ОТ, состоящей минимум из двух человек от администрации (инженер по ОТ, прораб) и двух Уполномоченных по ОТ от профсоюза или трудового коллектива, если на вашей фирме нет профсоюза.  От трудового коллектива Уполномоченных выбирают  на Общем собрании фирмы по числу структурных подразделений компании, например, по числу участков или объектов. При этом оформляется  протокол, в котором проставляются соответствующие подписи и печати. Уполномоченных выбирают из числа уважаемых рабочих и специалистов, которые всегда есть в коллективах, и к которым прислушиваются товарищи по труду.

            После этого всем указанным лицам, а также директору или главному инженеру, пройти курс учебы по ОТ для руководителей строительного производства со сдачей экзамена после 40-ка часовой учебной программы в лицензированном Учебном Центре по ОТ. Такие центры имеются в региональных организациях по ОТ, например, в Москве несколько таких центров. Все лица, прошедшие обучение и сдавшие экзамен, получают Удостоверения по ОТ и получают право обеспечивать строительное производство в части ОТ (проводить инструктаж, допуск к работам, надзор).

Следующий шаг - заказать в учебном центре, где проводилось обучение,  или самостоятельно подготовить пакет документов по ОТ. Такой пакет содержит приказы, протоколы, инструкции по охране  труда по отдельным видам работ, журналы инструктажа по ОТ и другие журналы, вопросы по проверке знаний для отдельных специалистов, графики учебы, проверки знаний  и инструктажей с 3-летним и годовым циклом. Кроме того, в него входят: ведомости инвентаря, средств индивидуальной защиты,  спецодежды и инструментов с указанием сроков действия и очередных проверок, перечень и характеристика рабочих мест с повышенной опасностью и  вредностями, перечень опасных профессий для вашей компании.

            Наконец, необходимо составить список рабочих профессий, по которым требуется учеба с получением удостоверений и требуемого разряда. Затем  проверить этот список применительно к каждому конкретному рабочему и убедиться, что срок действия выданного ему удостоверения не просрочен. Необходимо составить график медицинского обследования работников со сроками переосвидетельствования. 

            Возможно, на предприятии есть коллективный договор, где обусловлены  режимы рабочего дня и отдыха. Положение о внеурочных работах и т.д. Такие документы тоже следует отнести к документам по ОТ.

            Служба ОТ внимательно отслеживает функционирование своей компании, контролирует все новые технологические процессы, проверяет готовность рабочих мест, профессиональную подготовку необходимых специалистов. Строительные технологии стремительно развиваются, новые материалы могут быть токсичны, новые инструменты могут быть опасны, новые специальности требуют обучения и получения удостоверений, рабочего разряда. Все это должно быть отражено в документах службы ОТ вашего строительного предприятия. Каждые пять лет следует пересматривать действующие Инструкции по ОТ, согласно постановлению №30 от 6 апреля 2001 г.

            Для большей убедительности следует пользоваться наглядной агитацией, которая может быть размещена в кабинете или уголке ОТ. Оформить кабинет ОТ помжет раздел Кабинет охраны труда.