документ в формате Word

    

 

СНиП  2.05.07-91*

 

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

 

Приняты   и введены  в действие постановлением Госстроя СССР

от  28 ноября 1991 г. № 18.

(С изм. № 1 от 05.03.96 № 18-15)

 

     5. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

          Основные положения

 

5.1. Нормы и правила настоящего раздела должны соблюдаться при проектировании внут­ренних автомобильных дорог промышленных предприятий и организаций, комплексов зда­ний и сооружений дорожных и автотранспорт­ных служб, предназначенных для эксплуатации дорог и технического обслуживания автотран­спортных средств, обеспечивающих производ­ственно-технологические перевозки грузов предприятий.  

Нормы  настоящего раздела не должны при­меняться при проектировании испытательных автомобильных дорог промышленных предпри­ятий, снежных и ледяных дорог, а также усов лесозаготовительных предприятий.  

5.2. К внутренним автомобильным дорогам промышленных предприятий и организаций относятся:  

внутриплощадочные  дороги, расположенные на территории промышленных предприятий (промплощадок комбинатов, заводов, фабрик, нефтяных промыслов, торфяных и лесных разработок и т.п.), обеспечивающие технологические перевозки; 

межплощадочные   дороги, соединяющие между собой обособленные территории промышленных предприятий или  их отдельные  производства, образующие автотранспортную  сеть  промышленных  районов  или отдельных  регионов, на которых расположены разрабатываемые лесные массивы и месторождения, обеспечивающие наряду с технологическими и пассажирскими перевозками транспортировку хо­зяйственных грузов;

карьерные дороги, располагаемые в пределах горнодобывающих  предприятий (обогатитель­ных фабрик, карьеров и отвалов) и предназна­ченные для движения специализированных ав­тотранспортных и других средств (автосамосва­лов большой грузоподъемности, самоходных скреперов и др.), обеспечивающих технологи­ческий процесс горных работ;   

служебные и патрульные автомобильные до­роги, располагаемые вдоль линий специализи­рованных видов  промышленного  транспорта (конвейерного, подвесных канатных дорог, гид­равлического), линий энергоснабжения и дру­гих коммуникаций, а также подъезды к запра­вочным  пунктам, складам и т.п., обеспечива­ющие перевозку вспомогательных и хозяйствен­ных грузов и проезд пожарных, ремонтных и аварийных машин.   

5.3. К внешним автомобильным дорогам про­мышленных  предприятий относятся подъездные дороги, соединяющие эти предприятия с до­рогами общего пользования, с другими пред­приятиями, железнодорожными    станциями, портами, рассчитанные на пропуск стандарт­ных автомобилей.   

Подъездные (внешние) автомобильные до­роги промышленных  предприятий, внутренние автомобильные дороги, подлежащие в перспек­тиве к включению в состав сети дорог общего пользования и имеющие  регулярное движение пассажирского автотранспорта, а также дороги для движения транспортных средств и машин на гусеничном ходу следует проектировать согласно СНиП   2.05.02-85.   

5.4. Внутриплощадочные и межплощадочные автомобильные дороги в зависимости от их на­значения и расчетного годового объема перевозок следует подразделять на категории соглас­но табл.43.   

Перевозку горячих грузов (жидких шлаков, металла и т.д.) допускается совмещать с пере­возкой обычных грузов на производственных дорогах II-в и III-в категорий при условии вы­полнения комплекса мероприятий по обеспе­чению безопасности дорожного движения со­гласно ведомственным нормам технологичес­кого проектирования и исключения пассажир­ских перевозок по ним. В остальных случаях пе­ревозку горячих грузов следует предусматри­вать по обособленным трассам дорог или вы­делять для них изолированные полосы движе­ния.   

Подъезды  к отдельным производственным объектам, не являющимся грузообразующими точками предприятия, суточная интенсивность движения на которых не превышает 100 тран­спортных единиц, допускается проектировать по нормам внутриплощадочных и  межплоща­дочных дорог IV-в категории.

                               Таблица 43

Вид и общее назначение внутри­площадочных и

 межплощадочных дорог

 

Расчетный объем пере­возок, млн т нетто/год, в обоих направ­лениях

Ка­тего­рия до­роги

 

 

Производственные, обеспечива­ющие производственные связи предприятий и их отдельных объектов (цехов, разрабаты­ваемых торфяных полей и лес­ных массивов, складов и др.) между собой

 

Служебные и патрульные, обес­печивающие перевозку вспо­могательных и хозяйственных грузов, проезд пожарных ма­шин, подъезды к гаражам, ав­тоцехам, отдельным нефтяным и газовым скважинам, а также проезд автотранспортных средств вдоль линий специали­зированных видов промыш­ленного транспорта, линий электроснабжения и других ком­муникаций, обслуживающих эти линии:

лесовозные магистрали с объемом перевозок до 0,1 млн т нетто/год, лесовозные ветки, обеспечивающие вывозку леса с лесосек или отдельных участков разрабатываемого лесного массива

Св. 0,7

» 0,35

До 0,7

»0,35

 

-

 

I

II

 

III

 

IV

 

 

 

 

5.5. Карьерные автомобильные дороги по их назначению  подразделяются на категории согласно табл. 44.                        

5.6. Технологические дороги в зависимости от срока службы делятся на постоянные и вре­менные. К временным дорогам относятся доро­ги, располагаемые на уступах карьеров и отва­лов, со сроком службы до одного года.   

Постоянные технологические дороги, распо­лагаемые в карьерах и на отвалах со сроком служ­бы до трех лет и объемом перевозок свыше 15-25 млн т брутто/ год, следует проектировать по нормам дорог II-к категории, менее 15—25 млн т брутто/год — по нормам дорог III-к категории.   

Временные  технологические дороги в карь­ерах и на отвалах проектируются по нормам до­рог III-к категории независимо от объема пе­ревозок.   

5.9. Автомобильные дороги, мосты, водопро­пускные трубы  и путепроводы, здания и со­оружения дорожной и автотранспортной служб промышленных   предприятий надлежит проек­тировать в комплексе с выбором наиболее ра­циональных  типов транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов и органи­зации перевозок.                            

 

Таблица    44

 

Вид и общее назначение карьер­ных дорог

 

Расчетный объем пере­возок, млн т

брутто/год

Кате­гории доро­ги

 

Технологические постоянные (главные выездные траншеи, подъезды к цехам обогащения и складам, и карьерным и отваль­ным погрузочным или разгру­зочным фронтам), обеспечива­ющие перевозки горной массы специализированными авто­транспортными средствами, ра­ботающими в едином ритме тех­нологического процесса с обо­рудованием по добыче полезных ископаемых

 

Служебные, обеспечивающие проезд специализированных ав­тотранспортных средств от карь­ера до гаража и заправочных пунктов, доставку в карьер спе­циальных (взрывчатых) грузов, сменного оборудования, меха­низмов, воды и т.п., а также до­ставку рабочих к местам произ­водства работ

Св. 15/25

» 5/8

до 15/25

Св. 5/8

 

 

 

 

 

-

I

II

 

III-к

 

 

 

 

 

IV-к

 

Примечание. Перед чертой приведены значения  расчетных объемов перевозок при использовании автосамосвалов грузоподъемностью 75 т и менее, после черты – при использовании автосамосвалов грузоподъемностью более 75 т.

 

Для межцеховых технологических перевозок  следует, как правило, применять специализированные автотранспортные средства, предна­значенные для перевозки грузов конкретных видов, в том числе малогабаритные тележки (аккумуляторные тягачи, автотягачи с прицепа­ми, автокары, автопогрузчики). Для перевозки грузов промышленных пред­приятий во всех случаях, когда это оправдано технико-экономическими расчетами, надлежит  применять автопоезда, а при коротких рассто­яниях перевозок — сменные прицепы и полу­прицепы.   

5.11. При проектировании элементов пла­на, продольного и поперечного профилей до­рог, габаритов мостов и конструкций дорож­ных одежд за расчетные автомобили следует  принимать автомобили и автопоезда с наиболь­шими габаритами и осевыми нагрузками, ко­торыми перевозится не менее 50 % грузов, или  интенсивность движения которых составляет не  менее 25 % общей интенсивности. 

Автомобили, автопоезда и другие транспор­тные средства особо большой грузоподъемности с весовыми параметрами и габаритами, превышающими параметры расчетных автомобилей, не должны предусматриваться в составе  движения.   

В исключительных случаях, при невозможности выделения обособленных трасс для регулярного движения (более 25 автомобилей в  сутки) автотранспортных средств особо большой грузоподъемности, габариты которых на  1,0 м и более превышают параметры расчетно­го автомобиля, элементы поперечного профи­ля дорог следует проектировать на транспортное средство с наибольшими габаритными раз­мерами по ширине.   

5.12. Для осуществления автомобильных перевозок, не связанных с технологическим про­цессом основного производства предприятия,  разрешается использовать транспорт общего  пользования или объединенных автомобильных  хозяйств данного промышленного   района   (узла). Для технологических перевозок следует предусматривать собственные автотранспортные средства.

 

     Поперечный профиль проезжей части

 

5.21. Ширина разделительной полосы между разными направлениями движения должна быть не менее 5 м. 

При строительстве дороги в несколько очередей размер разделительной полосы в поперечном сечении для первой очереди строитель­ства дороги следует принимать с учетом значе­ний ширины  полос движения, устройство ко­торых предусматривается в перспективе.   

Ширину  разделительной полосы на особо трудных участках дорог (при стесненности за­стройки, на больших путепроводах и т.п.) до­пускается уменьшать до 2 м. Переход от умень­шенной ширины  разделительной полосы к ши­рине полосы, принятой на дороге, следует осу­ществлять при разделительной полосе шири­ной 5 м на участке длиной 50 м, свыше 5м— на участке длиной 75 м.   

5.22. Проезжую часть внутриплощадочных производственных дорог II-в, III-в и карьер­ных дорог III-к и IV-к категорий при кольце­вом движении и отсутствии встречного движе­ния и обгонов допускается принимать однопо­лосной с обочинами, укрепленными на  пол­ную ширину.   

Внутриплощадочные дороги IV-в категории с бортовым камнем, на которых предусматри­вается встречное движение или обгон, следует проектировать по нормам III-в категории.   

5.24. На внутриплощадочных и межплоща­дочных производственных дорогах, обслужива­ющих  перевозки, непосредственно связанные с работой технологических агрегатов промыш­ленных предприятий, при недопустимости пе­рерыва движения на время ремонта покрытий и невозможности объезда по другим дорогам следует предусматривать резервную полосу движения.   

Резервные полосы движения надлежит про­ектировать на участках карьерных дорог I-к и II-к категорий при интенсивности движения бо­лее 400 автомобилей в сутки в одном направле­нии или при  наличии более трех съездов на 1 км дороги.   

Резервные полосы должны  иметь твердое покрытие, ширину, равную  ширине  полосы движения, и располагаться в середине проез­жей части.   

5.25. Для обеспечения возможности эпизо­дического разъезда автомобилей на однополос­ных межплощадочных  дорогах горнодобываю­щих,  нефтепромысловых, газодобывающих и лесозаготовительных предприятий следует пред­усматривать площадки для разъезда длиной не менее 30 м с покрытием, аналогичным приня­тому для данной дороги.   

Расстояние между  площадками надлежит принимать  равным  расстоянию видимости встречного транспортного средства, но не бо­лее 500 м.   

Участки перехода от однополосной проез­жей части к площадке для разъезда должны быть длиной не менее 10 м.   

5.26. Проезжую часть следует принимать с двухскатным поперечным профилем на прямолинейных участках автомобильных дорог всех видов, а также на участках кривых в плане, на которых при принятых значениях радиусов и расчетных скоростей движения устройство ви­ража не требуется (см. п. 5.32).   

В отдельных случаях, обоснованных услови­ями вертикальной планировки и организации водоотвода, а также для внутриплощадочных дорог с одной полосой движения допускается принимать односкатный поперечный профиль проезжей части.   

5.28. Поперечные уклоны обочин при двух­скатном поперечном профиле следует прини­мать на 10—30 %о  больше поперечных уклонов проезжей части. В зависимости от климатичес­ких условий и типа укрепления обочин допус­каются следующие поперечные уклоны:   

30—40 —  при укреплении с применением вяжущих;   

40—50 — при укреплении гравием, щебнем, шлаком  или замощении бетонными плитами;    50—60 —  при укреплении одерновкой или засевом трав.   

Для районов  с небольшой продолжитель­ностью снегового покрова (менее 30 дн. в году) и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных одерновкой, допускается принимать поперечный уклон 50—80 %о. При устройстве земляного пол­отна из крупнозернистых или среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинков и глин по­перечный уклон обочин, укрепляемых засевом трав, допускается принимать равным 40 %о.   

5.30. Поперечные уклоны поверхности зем­ляного полотна следует предусматривать, как правило, равными поперечным  уклонам про­езжей части.   

При  устройстве дорожной одежды серпо­видного профиля поверхности земляного по­лотна придается двухскатный поперечный про­филь с уклоном 10—30 %о, при устройстве до­рог без покрытия — 40—50 %о.   

Поперечный  уклон дна корыта при полукорытном и  корытном профиле должен  быть равен уклону проезжей части.   

5.32. На кривых участках в плане радиусом 600 м и менее при соответствующих значениях расчет­ных скоростей движения следует предусматри­вать устройство виражей с односкатным попе­речным профилем (с уклоном к центру кривой).   

Устройство виражей допускается не пред­усматривать:   

на внутриплощадочных и межплощадочных автомобильных дорогах, располагаемых в зоне застройки; на карьерных дорогах краткосроч­ного действия (при сроке службы до одного года);   

на участках дорог, располагаемых в зоне примыканий  и пересечений.

    

   План и продольный профиль

 

5.50. Для разворота автомобилей в конце ту­пиковых дорог и для производства маневров в пунктах погрузки и разгрузки следует предусмат­ривать петлевые объезды или площадки, разме­ры которых определяют расчетом в зависимости от габаритов транспортных средств и перевози­мых грузов, но во всех случаях принимают:   

для  одиночных автотранспортных средств общего  назначения — не менее 12х12 м (пря­моугольного очертания) или радиусом не ме­нее 12 м (для петлевых объездов);   

для  специализированных   автомобилей, включая автомобили особо большой грузоподъ­емности, диаметр разворотных площадок дол­жен быть не менее 2,5 (для тягача с полуприце­пом — не менее 3,5) конструктивных радиусов разворота по переднему наружному колесу. 

5.52. Места стоянки автомобилей у погрузочно-разгрузочных фронтов, у проходных и т. п.  следует предусматривать за пределами проез­жей части дорог в виде специальных полос или площадок.   

Размеры полос и площадок следует опреде­лять расчетом в зависимости от количества и типа транспортных средств и с учетом их размещения. Ширина  полосы для стоянки стандартных автомобилей должна быть не менее 2,75 м.

       

 Пересечения и примыкания

 

5.54. Пересечения внутренних автомобиль­ных дорог промышленных  предприятий между собой с подъездными  и внутрихозяйственны­ми дорогами, а также с автомобильными до­рогами общего пользования IV —  VII катего­рий следует предусматривать, как правило, в одном уровне.   

Пересечения в разных уровнях должны быть:   

при перевозке горячих грузов;   

при пересечении автомобильных дорог об­щего пользования I категории (во всех случа­ях), а также дорог II категории, если интен­сивность движения на внутренней автомобиль­ной дороге более 1500 стандартных автомоби­лей в сутки (при движении автомобилей особо большой  грузоподъемности их интенсивность должна быть приведена к интенсивности дви­жения условных стандартных автомобилей);   

при пересечении между собой дорог I  и  II-к категорий, а также дорог I-в и I-к категорий, обес­печивающих  требуемую  по технологическим условиям производства ритмичную подачу грузов к отдельным цехам крупных предприятий.   

В остальных случаях пересечение дорог в раз­ных уровнях должно быть обосновано технико-экономическими  расчетами.

5.55. Пересечения внутренних автомобильных дорог предприятий между собой и с другими автомобильными дорогами в одном уров­не, а также примыкания следует располагать, как правило, на прямых участках. Угол пересе­чения или примыкания должен быть прямым или близким к нему.   

В случаях слияния или разветвления тран­спортных потоков соединение или разветвле­ние дорог допускается проектировать под лю­бым углом с учетом обеспечения видимости.   

5.57. Пересечения автомобильных дорог с же­лезнодорожными путями в одном уровне следу­ет предусматривать в местах, достаточно удален­ных от грузовых фронтов с тем, чтобы не допус­кать перекрытия переезда железнодорожными со­ставами, ожидающими погрузки или разгрузки. 

При невозможности соблюдения указанного тре­бования надлежит предусматривать второй пере­езд, расположенный от первого на расстоянии, не меньшем расчетной длины поезда (подачи).  

Ширину проезжей части дороги на переез­де при двух и более полосах движения следует предусматривать равной ширине проезжей ча­сти автомобильной дороги. Для однополосных  дорог ширина проезжей части на переезде и на расстоянии 100 м в обе стороны от переезда должна быть не менее ширины проезжей части  дороги с двухполосным движением (для при­нятого расчетного автомобиля).   

В трудных и особо трудных условиях для однополосных автомобильных дорог с односторонним движением ширину проезжей части на переезде допускается принимать равной ширине  проезжей части этих дорог.   

5.59. Односторонние примыкания дорог всех видов и категорий надлежит устраивать в одном уровне. В трудных условиях допускается при­мыкание к внешней стороне кривых радиусом не менее 50 м и к внутренней стороне кривых радиусом не менее 250 м.   

5.61. Пересечения внутренних автомобиль­ных дорог промышленных предприятий  с трубопроводами (водопроводами, канализацией,  газопроводами, нефтепроводами, теплофикационными трубопроводами и т. п.), а также с кабелями линий связи и электропередачи следует предусматривать с соблюдением требований соответствующих нормативных документов по проектированию этих устройств.   

Пересечения трасс различных коммуника­ций с автомобильными дорогами следует про­ектировать, как правило, под прямым углом  или близким к нему.   

5.62. Вертикальное расстояние от проводов  воздушных линий связи до верха проезжей части в местах пересечений их с автомобильными  дорогами всех категорий следует принимать не менее высоты расчетного автомобиля или дру­гого транспортного средства с наибольшими га­баритами по высоте (с учетом высоты перево­зимого груза), планируемых к пропуску по дан­ной дороге, плюс 1,0 м (при максимальном про­весе), но не менее 5,5 м (в теплое время года).   

5.63. Наименьшие вертикальные и горизон­тальные расстояния от частей линии электро­передачи до элементов дороги, предназначен­ной для пропуска стандартных  автомобилей, следует принимать по СНиП 2.05.02-85.    

Для дорог, по которым намечается движе­ние автомобилей особо большой грузоподъем­ности или самоходных механизмов, минималь­ное расстояние от проводов до проезжей части дорог следует уточнять в соответствии с габари­тами по высоте (с учетом высоты перевозимого груза) транспортных средств и самоходных ма­шин, планируемых для пропуска по дороге.   

5.64. Все сооружения, проходящие над внут­ренними автомобильными дорогами, следует рас­полагать с расчетом возвышения их над повер­хностью проезжей части дорог не менее высоты расчетного автомобиля или другого транспортного средства с наибольшими габаритами по высоте плюс  1,0 м , а до контактных проводов — плюс 1,5 м. При этом общее их возвышение над проез­жей частью должно быть не менее 5,0 м.    Уровень  низа эстакад, бункеров в местах погрузки при сквозном проезде транспортных средств разрешается уменьшать до 0,5 м над ка­биной  (или козырьком кузова), а в тупиках — до 1,0 м над верхом бортов платформы расчет­ного автомобиля.

         Внутриплощадочные дороги для малогабаритных моторных тележек, велосипедные дорожки и тротуары

   5.97. Тротуары на территории промышлен­ных предприятий надлежит проектировать по СНиП   2.07.01-89* и СНиП П-89-80*.   

5.98. Пересечения тротуаров с соединитель­ными железнодорожными  путями следует пред­усматривать в одном уровне. В местах массового прохода работающих через железнодорожные пути пешеходные переходы в одном уровне сле­дует оборудовать светофорами и звуковой сиг­нализацией, а также обеспечивать видимость.   

Пересечения массовых пешеходных потоков с железнодорожными путями в разных уровнях надлежит предусматривать в случаях:   

пересечения станционных путей, включая вытяжные;   

перевозок по путям жидких металлов и шлака;   

производства на пересекаемых путях манев­ровой работы и невозможности  ее прекраще­ния на время массового прохода людей;

отстоя на путях вагонов;   

интенсивности движения более 50 поездов (подач) в сутки в обоих направлениях.   

5.99. Пересечения пешеходных потоков с ав­томобильными дорогами следует проектировать по СНиП  2.07.01-89*.

 

             Обстановка дорог и снегозащитные устройства

 

   5.100. Необходимое число дорожных знаков и указателей и места их установки должны обос­новываться принятой схемой организации дви­жения транспортных и пешеходных потоков с выделением на дорогах опасных участков и зон. Особое внимание необходимо уделять вопросам установки знаков и других информационных указателей на участках дорог с ограничением скорости движения.   

Установка дорожных знаков и других тех­нических средств регулирования должна соот­ветствовать ГОСТ 23457-86, ГОСТ 10807-78, ГОСТ  25458-82, ГОСТ 25459-82, ГОСТ 2569-83 и Правилам дорожного движения.   

5.101. Разметка проезжей части должна со­ответствовать ГОСТ 13508—74.   

Разметку проезжей части внутренних дорог следует сочетать с установкой дорожных зна­ков и предусматривать:

на участках дорог с ог­раниченной видимостью и затрудненными ус­ловиями движения;

в местах слияния или пе­ресечения транспортных потоков, на перекре­стках, съездах, примыканиях, въездах в произ­водственные корпуса;

на участках дорог, эле­менты которых запроектированы с минималь­но допускаемыми значениями параметров;

на переездах и других опасных местах.   

5.107. Мероприятия по защите внутриплощадочных и карьерных автомобильных дорог от снежных заносов должны быть предусмотрены в составе общих мероприятий по защите пред­приятия в целом.

Мероприятия  по защите межплощадочных и лесовозных дорог от снежных заносов необ­ходимо разрабатывать в соответствии с требо­ваниями СНиП  2.05.02-85 к снегозащитным ме­роприятиям на подъездных автомобильных до­рогах промышленных предприятий.   

5.109. Стационарное электрическое наруж­ное освещение в темное время суток следует предусматривать на всех внутренних автомо­бильных дорогах промышленных предприятий (кроме служебных и патрульных дорог), рабо­тающих в две и три смены, а в северных райо­нах (за пределами Полярного круга) — и в одну смену. Яркость поверхности дорог должна быть не ниже 0,5—0,3 кд/м2.   

Большие значения освещенности надлежит применять на опасных участках дорог (при ин­тенсивности движения более 250 автомобилей в час, в местах пересечений с другими дорога­ми в одном уровне, на железнодорожных пере­ездах, в пунктах погрузки и выгрузки, на пе­шеходных переходах).    Электрическое освещение автомобильных дорог предприятий следует проектировать по СНиП   23-05-95 с учетом требований СНиП 2.05.02-85 и настоящего раздела.   

5.110. Опоры светильников наружного осве­щения на прямых  участках дорог следует рас­полагать за бровкой земляного полотна. В ис­ключительных случаях допускается располагать отдельные опоры на обочине при соблюдении требований СНиП   П-89-80* в части расстоя­ний до кромки проезжей части, предусматри­вая нанесение на них вертикальной разметки. Допускается располагать опоры светильников на разделительной полосе шириной не менее 5 м. При расположении отдельных опор на обо­чинах дорог, по которым осуществляются пас­сажирские автоперевозки, а также на раздели­тельной полосе необходимо предусматривать их ограждение.

 

вернуться